Heroes of Might and Magic (сокращённо Heroes, HoMM; в российских изданиях «Герои меча и магии» или просто «Герои») — фэнтезийная серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG, на данный момент включающая в себя семь основных частей. Первая игра серии, Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest, была запланирована как спин-офф от основной серии Might and Magic, но позже преобразилась в самостоятельную франшизу. Названия шестой и седьмой части серии Heroes, в отличие от предыдущих, имеют формат Might & Magic Heroes VI и Might & Magic Heroes VII в соответствии с новой политикой наименования всех игр, принадлежащих бренду Might and Magic.
Вымышленная вселенная Heroes of Might and Magic основана на вселенной Might and Magic. События всех игр серии до Heroes of Might and Magic IV разворачиваются в вымышленном мире Энрот, тогда как в четвёртой части действие перенеслось в новый мир Аксеот. Начиная с Heroes of Might and Magic V, действие происходит в полностью новой вымышленной вселенной — мире Асхан (Ашан).
В играх серии Heroes of Might and Magic игроку предстоит сражаться с другими людьми или компьютерными противниками за обладание городами, источниками ресурсов, сокровищами и артефактами. В процессе игры он управляет героями — игровыми персонажами, которые исследуют глобальную карту и возглавляют армии существ во время боя, а также способны применять магию. Выигрывая битвы, герои приобретают опыт, и, набрав достаточное его количество, переходят на следующий уровень, увеличивая свои параметры. Сражения происходят на суше и на воде, в открытом поле и при осаде замков, с вражескими героями и нейтральными существами. Существа нанимаются в городах, также они могут быть наняты или присоединены на карте. Города являются центральным элементом игр серии. В них строятся здания для изучения заклинаний, доступа к новым бойцам, усиления обороноспособности и т.д.
И сражения, и путешествия происходят в пошаговом режиме. Конечная цель игры может заключаться в разных вещах — например, уничтожении противников или определённого героя, захвате города или артефакта.
В Heroes of Might and Magic основным местом действия является глобальная карта, называемая картой приключений, на которой расположены игровые объекты и путешествуют герои. На карте встречаются разные типы ландшафта, влияющие на скорость перемещения героев и, начиная с Heroes III, характеристики существ. Для перемещения по воде нужны корабли, которые можно построить на верфях, а также призвать с помощью магии. Также есть непроходимые объекты, такие как горы и деревья, ограничивающие передвижения героев. Начиная с третьей части в игре появились подземелья, выполняющие роль второго уровня глобальной карты наряду с поверхностью, или «верхним миром». Игровые объекты делятся на несколько типов:
В большинстве игр серии Heroes наличествует семь видов ресурсов. Золото — основной ресурс, необходимый для найма героев и существ, строительства городских зданий. Главным источником золота является ежедневный доход от городов и от золотых шахт на карте приключений. Дерево и руда — основные строительные материалы, их приносят лесопилки и шахты. Кристаллы, самоцветы, ртуть и сера — наиболее редкие ресурсы, необходимые для строительства особых зданий и найма наиболее сильных существ. В Heroes VI разработчики оставили из редких ресурсов только кристаллы, сократив число разновидностей всех ресурсов до четырёх. Помимо добычи из шахт, ресурсы могут быть расположены в виде кучек на карте приключений, а также получены разово или регулярно в соответствующих зданиях.
Герои нанимаются в городах, исследуют карту и водят в бой существ. Герой обязан иметь не менее одного существа, сами существа также не могут самостоятельно перемещаться по карте (исключение составляет Heroes of Might and Magic IV). Герои имеют четыре параметра, растущих с уровнем:
Начиная с Heroes of Might and Magic II, при получении нового уровня опыта герои могут также изучить или улучшить один из дополнительных навыков, предоставляемых на выбор и имеющих несколько степеней мастерства. Также герои делятся на классы, от принадлежности к которым зависит направление развития базовых параметров и вероятность появления в выборе тех или иных навыков. В Heroes of Might and Magic IV герои получили возможность лично участвовать в битве. В Heroes of Might and Magic V эти нововведения были отменены: в дополнение к магии, герои сохранили лишь возможность нанести удар оружием в свою очередь хода.
Герои возглавляют армии, состоящие из различных реальных и мифологических существ. Существ одного вида можно объединять в отряды, при этом число отрядов в составе одной армии ограничено (начиная с Heroes of Might and Magic III, герой может вести за собой до семи отрядов). Основной источник армии — это жилища определённых существ, которые строятся в городах или могут быть посещены на карте приключений. В начале каждой игровой недели в жилищах появляются новобранцы, которых можно нанять; в Heroes IV существа в жилищах появляются постепенно, доступные для найма в любой день недели. В городах жилища можно улучшать для тренировки и найма улучшенных видов существ — эта возможность появилась в Heroes II и далее была исключена только из четвёртой части. Все виды существ по своей мощности разбиты на несколько уровней, и чем выше уровень существа, тем выше его характеристики и цена для найма, и тем ниже его еженедельный прирост.
Каждое существо имеет ряд характеристик, определяющих его боеспособность:
Разные существа могут иметь различный способ ведения боя: например, простая атака, атака без сдачи, атака всех рядом стоящих отрядов, стрелковая атака. Существа также отличаются и по способу перемещения на поле боя — либо полёт/телепортация, либо пешая ходьба. Кроме того, существа большинства видов обладают специальными способностями. Например, черные драконы (впервые появившиеся в Heroes II, и присутствующие в последующих частях) обладают полным иммунитетом к магии, а джинны в Heroes I и Heroes II имеют 10%-й шанс при ударе уничтожить половину любого вражеского отряда.
Вся магия в серии Heroes of Might and Magic делится на заклинания, применяемые в сражениях, и на те, что применяются на карте приключений. Основы системы магии, используемой в большинстве игр серии, были заложены в Heroes of Might and Magic II. Начиная с неё, для применения заклятий расходуются очки магии, или маны, число которых зависит от параметра знания использующего их героя (в Heroes I вместо маны используется система заучивания заклинаний, позаимствованная из King’s Bounty). Все заклинания разбиты на несколько уровней, и чем выше уровень, тем эффективнее заклинание и выше его цена в очках магии. В основном, заклинания изучаются в городах, в гильдии магов, где каждому уровню магии соответствует свой этаж гильдии. Начиная с Heroes of Might and Magic III в игре появился новый, дополняющий принцип разделения заклинаний — деление на магические школы. В третьей части этих школ было четыре — школы огня, воды, воздуха и земли, которые не обладали чёткой специализацией и в игровом процессе были связаны лишь с четырьмя соответствующими стихиями. В Heroes IV и Heroes V магические заклинания, напротив, подразделяются на школы в зависимости от типа оказываемого эффекта.
Все существа, города и герои в играх серии Heroes of Might and Magic объединены в несколько игровых рас. В Heroes I доступных для игры рас было четыре, и им соответствовали четыре класса героев — рыцарь, варвар, волшебница и чернокнижник; в Heroes II добавились маг и некромант. В последующих частях серии состав рас сильно изменялся. Каждой расе соответствует один тип города, один или два класса героев и шесть-восемь типов существ. Города — основной источник прибыли и пополнения армии, а также место для найма новых героев. В каждом городе за определённое число ресурсов можно строить одно новое здание в день. Для возведения многих построек требуется также наличие других определенных зданий. Таким образом, план отстройки города имеет вид маршрутной карты. Все здания в городах Heroes of Might and Magic можно разделить на несколько типов:
Жилища существ — здания, поставляющие существ для найма в начале каждой игровой недели (в Heroes IV — каждый день). Начиная с Heroes II появилась возможность улучшения жилищ для найма усиленных существ.
Сражения в играх Heroes of Might and Magic также происходят в пошаговом режиме. Механика боёв на протяжении всей серии не сильно изменялась. На поле боя выходят от одного до семи отрядов в каждой армии. В одном отряде войска могут быть только одного типа. Бой разделен на раунды. В каждом раунде каждый отряд совершает одно действие. Очерёдность хода зависит от инициативы существа. Скорость можно увеличить или понизить способностями героев, артефактами, заклинаниями и особенностями существа. Параметр морали может повлиять на очерёдность хода и дать возможность отряду ходить дважды. Мораль, однако, может определяться другими существами в дружественной армии: войска одной расы могут повышать мораль, войска других рас — понижать. Помимо атаки противника, дружественным отрядам можно приказывать применять свою способность или заклинание, обороняться (увеличить собственную защиту путём пропуска хода) и, в некоторых частях, ждать — отряд пропускает ход и сможет совершить действие через несколько ходов других существ.
Предтечей серии Heroes of Might and Magic считается игра King’s Bounty, выпущенная компанией New World Computing в 1990 году. Несмотря на то, что в отличие от первой части Heroes в ней отсутствовали развитие городов и добыча ресурсов, именно этой игрой были заложены основные принципы, получившие своё дальнейшее развитие в серии Heroes, — например, совмещение глобального режима игры с режимом тактических сражений. После King’s Bounty в 1994 году New World Computing также издала другую, малоизвестную для поклонников Heroes игру Hammer of the Gods производства Holistic Design, игровой процесс которой также напоминал Heroes за счёт совмещения двух режимов игры (глобального и тактического) и общей игровой механики. Главным дизайнером King’s Bounty и Heroes of Might and Magic был создатель основного франчайза Might and Magic — Джон Ван Канегем. Он же работал над второй и третьей играми серии Heroes, а также, в меньшей степени, над четвёртой частью.
Первая игра серии, Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest, была разработана и выпущена в 1995 году под операционную систему MS-DOS. Игровой процесс первой части стал основополагающим для всех следующих игр серии. Heroes of Might and Magic приобрела популярность, и в 1996 году была выпущена её версия для Windows 95. Студия New World Computing была приобретена фирмой The 3DO Company, ставшей с тех пор постоянным издателем серии, и в том же году появилась игра Heroes of Might and Magic II, развившая успех первой части благодаря огромному количеству нововведений и значительно лучше проработанному сценарию. В 1997 году ко второй игре вышло дополнение — Price of Loyalty. В 1999 году появилась Heroes of Might and Magic III, в сентябре того же года к ней вышло дополнение Armageddon’s Blade, а в марте 2000 — дополнение Shadow of Death. Помимо двух крупных дополнений к Heroes III, 3DO также выпустила серию дополнительных кампаний Heroes Chronicles с минимумом изменений, что было расценено покупателями и прессой как маркетинговый ход и попытка нажиться на популярном бренде, и подорвало всеобщее доверие к компании. Как следствие, Heroes of Might and Magic IV разрабатывалась при неблагоприятных финансовых условиях, что косвенно сказалось на качестве игры. Четвёртая часть вышла в 2002 году и расколола поклонников игры спорными изменениями в игровой механике и посредственной графикой, хотя последняя всегда была одним из главных конкурентных преимуществ серии. В 2002 и 2003 годах вышли дополнения The Gathering Storm и Winds of War.
В мае 2003 года компания 3DO, бывшая бессменным издателем Heroes of Might and Magic, не сумела исправить своё бедственное положение и объявила себя банкротом. Все её активы были распроданы с аукциона. Права на основной франчайз Might and Magic и серию Heroes of Might and Magic были куплены компанией Ubisoft. По словам представителей компании, Джону Ван Канегему было предложено работать над пятой частью игры, однако он отказался. Зато удалось уговорить принять участие в проекте Роба Кинга — композитора, писавшего музыку для всех частей серии Heroes. Тендер на разработку Heroes of Might and Magic V, проводимый Ubisoft, выиграла российская компания Nival Interactive. Пятая часть популярной серии, представляющая собой — по мнению прессы и поклонников — удачный синтез идей третьей и четвёртой Heroes, вышла в 2006 году. В 2006 году появилось первое дополнение Hammers of Fate, а в 2007 году последовало второе Tribes of the East. В апреле 2010 года Ubisoft анонсировала следующую игру серии — Might & Magic Heroes VI. Над игрой работала студия Black Hole Entertainment, известная по играм Warhammer: Mark of Chaos и Armies of Exigo. Игра вышла в 2011 году и сменила геймплей в сторону упрощения, удобства и скорости по сравнению с предыдущими частями, что было обусловлено политикой Ubisoft. В апреле 2012 года Black Hole Entertainment прекратило работу над проектом, который доверили немецкой компании Limbic Entertainment. В 2013 году Limbic Entertainment выпустили финальное дополнение к шестым героям — Shades of Darkness, после чего занялись разработкой седьмой частью серии. В августе 2014 года состоялся анонс Might & Magic Heroes VII. Из нововведений серии можно отметить переработанное «колесо» навыков, а также возвращение привычных ресурсов, боевых машин и «чемпионов» у каждой фракции. Тем не менее, седьмая часть не смогла реабилитировать серию — после выхода игра получила негативные отзывы, связанные с отсутствием баланса и техническими проблемами. Дополнение 2016 года Trial by Fire ознаменовало завершение серии — из-за шквала критики игроков Ubisoft объявила о прекращении сотрудничества с Limbic Entertainment, что в свою очередь привело к закрытию проекта Might & Magic Heroes VII, а также заморозке франшизы в целом.