Художественный инструментарий для живописи тушью — кисти, брусочек туши, тушечницу и бумагу — в Японии и в Китае называют «четыре драгоценности кабинета ученого». Что же в них особенного, спросите вы, совершенно обычные вещи. Да, но в японской культуре они самым непосредственным образом влияют на стиль, манеру, экспрессию и выразительность мастера, который ими владеет.
А теперь подробнее о каждом инструменте, который вам понадобится для работы в технике японской живописи Суми-э.
Существует мнение, что именно кисть связывает все три искусства – поэзию, живопись и каллиграфию. Японские и китайские кисти для каллиграфии и живописи во многом напоминают европейские, которые применяются для живописи акварелью. Но по характеру и поведению они совершенно разные! Восточные кисти из-за особого строения очень хорошо удерживают влагу и дают большие возможности художественной выразительности. Существуют три основных типа данных кистей: мягкие, жесткие и комбинированные. Для начала работы в технике Суми-э потребуются только 2 кисти - жесткая кисть длиной 2-3 см, диаметр 4-5 мм и комбинированная кисть длиной 5-6 см, диаметром 10 мм.
Идеальная тушь для живописи — твердая тушь в бруске. Брусок растирают в тушечнице (ее еще называют «растирочный камень») и смешивают с водой. Наряду с твердой тушью сегодня в Японии, как и в Китае, производят готовую к употреблению жидкую тушь, которая стоит дешевле и более удобна в обращении. Тушь почитается в японской традиции даже выше, чем цветные краски. На Востоке ценят, выделяют и воспринимают массу оттенков этого черного цвета, от насыщенного густого до тончайших полупрозрачных, сероватых, коричневатых, синеватых и других. ⠀
Нигде, пожалуй, этот материал не занимает такого важного места, как в японской культуре. По-японски бумага и божество звучат одинаково - Ками. Схоже именно созвучие, иероглифы написания этих слов разные, но передают то чувство, с которым японцы относились к бумаге. К VII в. в Японии формируется уникальная технология ручного изготовления бумаги. Такая бумага получила название Васи. Бумагу, которая используются для живописи, часто называют "рисовой бумагой", но на самом деле она изготавливается из волокон различных растений: шелковицы, бамбука, сандалового дерева, рисовой соломы, хлопка или льна. Важным свойством бумаги выступает степень растекаемости туши по бумаге - нидзими. Степень расплывания пятна туши зависит от сорта бумаги и является определяющим критерием при ее выборе.
Также нам необходимы для занятий дополнительные материалы.
для промывания кисточек.
для впитывания излишков влаги.
для приготовления различных оттенков туши.
чтобы промокнуть кисти от излишка влаги.